Научный журнал ФГБУН ВолНЦ РАН
(сетевое издание)
RuEn

рубрика "Механизация, автоматизация и информатизация сельскохозяйственного производства"

Анализ экономической эффективности применения гибридного и электрического двигателей в тракторах

Раков В.А., Литвинов В.И.

Том 3, №3, 2020

Раков В.А., Литвинов В.И. Анализ экономической эффективности применения гибридного и электрического двигателей в тракторах // АгроЗооТехника. 2020. Т. 3. № 3. DOI: 10.15838/alt.2020.3.3.5 URL: http://azt-journal.ru/article/28704

DOI: 10.15838/alt.2020.3.3.5

Один из способов увеличить эффективность применения тракторов – повышение экономических параметров энергоустановки. Этого можно достичь при помощи использования электричества в энергоустановке, т. е. либо комбинированных, либо полностью электрических энергоустановок. При этом подобные энергоустановки оказываются наиболее дорогими и имеют короткий резерв аккумулятора. С учетом неоднозначности вопроса и большой заинтересованности сельскохозяйственных предприятий в статье осуществлен анализ вероятных расходов во время использования тракторов МТЗ-82 с дизельным двигателем, комбинированной и полностью электрической силовой установкой. Оценка построена на данных, полученных с помощью сравнения опытных машин с эксплуатируемыми. При анализе учтены начальная цена машины на базе трактора МТЗ-82, потребление топлива (электроэнергии), указанное время использования, наличие дополнительных расходов на зарядку от внешней электросети, издержки на техобслуживание и ремонт каждого трактора, принимая во внимание его особенности, капиталовложения на капремонт. Общие затраты за десять лет использования каждого трактора посчитаны путем суммирования всех вышеперечисленных затрат. При этом стоимость одного литра дизельного топлива – 46 руб., стоимость одного кВт*ч электроэнергии – 6 руб.; ресурс LiFePO4 аккумуляторов – 2000 циклов разряда-заряда. По итогам анализа затраты при эксплуатации машин оказались следующими: дизельный двигатель МТЗ-82 – 0,55 тыс. руб. / час; гибридная энергоустановка последовательной/параллельной схемы – 0,6/0,56 тыс. руб. / час; электрическая энергоустановка – 0,36 тыс. руб. / час. Выявлено, что при данных условиях эксплуатации переход на гибридные электрические энергоустановки в тракторе МТЗ-82 экономически неэффективен. Работа на полностью электрической энергоустановке позволит сократить расходы в 1,5 раза

Ключевые слова

эффективность, оценка, расход топлива, трактор, комбинированные энергетические установки, электрический привод, затраты.

Полная версия статьи